Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Проект 2016 - 2017 год "Вдохновение праздником"

Проект 2016 - 2017 год "Вдохновение праздником"

«Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…»  К.Д.Ушинский.

 

Введение

Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений. Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную . Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.

Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

Актуальность.

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Таким образом, актуальность педагогической действительности, необходимость  решения определили тему проекта: «Вдохновение праздником ».

 

Объект:  значение и роль праздников в детском саду.

 

Предмет: процесс подготовки и организации праздников в детском саду.

Цель:  создание системы праздничной культуры в целом.

Цель определила следующие задачи:

Познавательная:   Выявить значение праздников для развития детей и особенности процесса подготовки и проведения праздников;

Практическая: Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности: восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, песенного творчества, игре на детских музыкальных инструментах; формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры.

Образовательная: Организация выставок поделок, посвященных празднику, рисунков после праздников, изготовление подарков и поздравительных открыток.

Мировоззренческая: Проведение праздников: фотоотчеты об проведенных мероприятиях на сайте группы.                                                                                                                      

Ожидаемые результаты  : повышение уровня праздничной культуры педагогов и воспитанников; гармоничное формирование разных видов отношения детей к праздникам традиционным и нетрадиционным ; развитие у детей устойчивого интереса к проведению мероприятий; успешное художественно-эстетическое и интеллектуально-личностное развитие  воспитанников.                                                                                                            

Принципы:
1. Максимально вовлекать детей в музыкальную, творческую деятельность на мероприятиях.
2. Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность» и «развлекательность».
3. Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятий, в том числе гостями, зрителями.
4. Дифференцировать детей по склонностям и способностям.
5. Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.

Сроки проведения проекта: сентябрь 2016 – май  2017 года.                            

Участники проекта: Воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети второй младшей группы №8 «Солнышко», родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

Задача этапа: определение темы проекта ; выяснение актуальности темы; определение цели и основных его задач.

2 этап – Начальный

Задачи этапа: разработка плана по достижению цели, сбор информации, подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала; предполагаемый результат проекта.

3 этап – Основной

Задача этапа: выполнение плана мероприятий.

4 этап – Заключительный

Задача этапа: Фотоотчет об проведенных мероприятиях на сайте группы; оформление портфолио проекта. 

Мероприятия по реализации основного этапа проекта

 

Тип праздника

Название праздника

Цель

Народные и фольклорные

Осенний праздник

Совершенствование всестороннего развития творческих способностей. Развитие творческой самостоятельности в создании художественных образов.

 

Масленица

Ознакомление детей с традициями празднования «Масленицы», воспитание интереса к истории своего народа.

 

Татьянин день

Развитие воображения, расширение кругозора, развитие эмоциональности.

Государственно-гражданские

День знаний

Создание праздничной атмосферы, эмоционально-положительного настроя, развитие коммуникативных навыков и артистических способностей детей.

 

Новый год

Формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей

 

День защитника Отечества

Формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине. Воспитание самостоятельности и дружеских отношений между детьми.

Международные

День Матери

Воспитание чувства уважения и благодарности к маме

 

Международный женский день 8 Марта

Привлечение детей к участию в праздниках, воспитание желания делать добро, развитие артистических способностей детей.

Бытовые и семейные

Дни  рождения

«Кошачья вечеринка»

«Пираты»

«Индейцы»

«Человек-Паук»

«Лунтик»

Развитие воображения, развитие эмоциональности, расширение кругозора.

 

Мероприятия на тему

«Безопасность»

Закрепление элементарных знаний детей о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, поведении в тех или иных ситуациях.

 

Мероприятия на тему

«ЗОЖ»

Формирование навыков личной гигиены, этикета, бережливого отношения к окружающему. Привитие любви к спорту, здоровому образу жизни, развитие знаний и умений детей.

 

Мероприятия на тему «Экологическое воспитание»

 

Формирование у детей экологических знаний, осознанно-правильного отношения к представителям живой природы, убеждению, что красота природы бесценна, поэтому ее необходимо охранять.

 

Всреча с елочкой

Создание праздничного настроения у детей и взрослых путем реализации творческих способностей воспитанников.

 

День рождения группы

Привлечение детей к участию в праздниках, воспитание желания делать добро, развитие артистических способностей детей.


Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

«Праздник! Праздник! – Радостно шумят дети, когда слышат громкую торжественную музыку , или когда их приглашают в красиво убранный зал. «У нас сегодня праздник», - говорим мы в ответ на вопрос о причине нашего торжественного вида или организованного веселья. «Празднично на душе», - улыбаются люди, когда приходит весна, или когда просто хорошее настроение и нет особых забот. Так что же такое праздник? Торжество по случаю какой-либо даты или дань стародавним обычаям; это должен быть не будничный день или им может стать любой день календаря, главное, чтобы праздничным стало настроение? И то, и другое, и третье. Если обратиться к энциклопедической литературе, то выяснится, что понятие «праздник» чрезвычайно многоплановое.
Если говорить о празднике в образовательном учреждении, то, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что он является точным слепком и отголоском тех общественных отношений, идеалов, которые существуют на сегодняшний момент в обществе.
Включение череды праздников в образовательный процесс детского сада позволяет сказать о создании системы праздничной культуры в целом.
В старинной православной традиции у всякого праздника был свой чин и порядок, которому надо было следовать. Дети в старину на праздниках присутствовали в разных ролях: наблюдателей, участников, виновников торжества.
В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в образовательных учреждениях.
Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью . Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие . Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие . Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Включение череды праздников в образовательный процесс детского сада позволяет сказать о создании системы праздничной культуры в целом.
В старинной православной традиции у всякого праздника был свой чин и порядок, которому надо было следовать. Дети в старину на праздниках присутствовали в разных ролях: наблюдателей, участников, виновников торжества.
В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в образовательных учреждениях.

Чтобы праздник удался, нужно знать следующие правила:

  1. Создание предпраздничного настроения. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника – это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух.
  2. Не следует забывать о сюрпризах. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала или классной комнаты, подарки, неожиданный гость и т.д.
  3. Организация праздничного общения. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлеченно, весело. Интересная игровая программа, концерт, капустник, если их готовят сами ребята, будут ими приняты с восторгом и могут стать хорошей традицией.
  4. Добровольное участие в празднике.

Влияние праздников на формирование и развитие психических процессов детей

Детский возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством – новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привычки. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности. Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Оно возникает, если в деятельности ребенок ставит перед собой определенную задачу и сознательно выполняет программу действий.

В процессе подготовки праздника взрослые объясняют детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывают, что на нем будет и что надо будет сделать детям. Таким образом, перед детьми ставится задача, которую они при помощи взрослых и выполняют. Так “запускается” механизм и происходит тренировка произвольного внимания.

Таким образом, подготовка и проведение праздников для детей является одним из средств развития всех видов внимания детей.

Процесс подготовки и проведения праздников играет большую роль в развитии памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и называется памятью. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В процессе подготовки и проведения праздника у детей используются и развиваются все вышеназванные виды памяти.

Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном и школьном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

Работа с родителями
В  группе имеется красочно оформленный  уголок для родителей, в котором они могут найти консультации, рекомендации, а так же познакомиться с песенным репертуаром на текущий месяц на сайте группы.

С большим удовольствием  родители приходят, как на праздники, так и на небольшие развлечения, проводимые в детском саду. Мы стараемся использовать на празднике совместные игры и танцы с родителями.
Иногда мероприятия заканчиваются совместным чаепитием, это очень сближает родителей, детей, воспитателей.

Стараемся привлечь родителей к проведению мероприятий, принимать непосредственное участие.

Многие родители с большим удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях, видя, как радуется их ребенок, с каким восторгом смотрят на них дети.

Родители принимают участие в создании праздничного образа своего ребенка.

Заключение
«Если праздников не хватает, их следует выдумать», - говорят японцы. Праздники важны для взрослых, но еще более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, и ребенок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости, веселья, игры.
Праздник – это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Праздники являются школой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни». А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики, которые надо отыскать, затронуть, чтоб они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, праздники, игры-шутки, игры-минутки. Праздник в детском саду – это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения дошкольников несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

 - Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. - Укрепление неформальных связей внутри коллектива.

- Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.

 - Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности дошкольников.

- Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.
Список используемой литературы.

  1. М.Б. Зацепина « Культурно-досуговая деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации.
  2. Е.В.Агупова, Л.С.Беликова, В.В.Герасимова. Дошкольное образование «Праздник целый день» Новые подходы к проведению праздников с детьми дошкольного возраста.
  3. Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова. «Праздники и развлечения в детском саду» Формирование праздничной культуры, методика организации праздника, музыкально-эстетическое воспитание, сценарии развлечений.
  4. В.Кузнецова, В.Шашина. «Сценарии детских праздников» Эскизы костюмов, сценарии, стихи, песни.
  5. З.Роот «Сценарии праздников и развлечений», сборники для всех возрастов.
  6. Т.А.Светличная «Праздники без проблем». Методические рекомендации, сценарии досугов.